Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ

и МЕРОПРИЯТИЙ


 
Работает столовая! Ждем вас с понедельника по пятницу с 11:30 до 13:30!

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ


 

 

 
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

    Официант



            Профессия официанта существует в мире уже достаточно давно, хотя в России она появилась всего 200 лет тому назад, с приходом трактиров и ресторанов. Уже тогда для официантов была введена униформа (фраки, белые жилетки и перчатки).

    Квалифицированный официант – ключевая фигура в любом заведении общественного питания. Он выступает в роли радушного и гостеприимного хозяина: встречает посетителей, знакомит их с меню, принимает заказ. В его обязанности входит сервировка стола, прием заказов от посетителей и быстрое их выполнение, расчет с гостями, сбор посуды. Однако это далеко не всё. Он должен иметь презентабельную внешность, соблюдать правила гигиены, стильно носить тарелки и бокалы, содержать рабочую зону в порядке, правильно и грамотно общаться с клиентами, создавая располагающую обстановку за столиком. Официант хорошо разбирается в блюдах своего ресторана и может посоветовать, какое вино подойдет к выбранному кушанью.

        По оценкам экспертов, если пища в ресторане отлично приготовлена, но обслуживание окажется не на высоте, 90 % клиентов отрицательно оценят этот ресторан. Если же качество пищи среднее и при этом обслуживание отличное, в 80 % случаев ресторан получит положительную оценку.

    Преимущества профессии: возможность работать неполный день и совмещать работу с учебой; возможность получить полезные в жизни знания и навыки (этикет, блюда мировой кухни, опыт общения с людьми); наличие чаевых; питание на работе.

 

 

Тип и класс профессии


    Профессия официанта относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать контакты, понимать людей, проявлять активность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.

        Дополнительный тип: «Человек – Знак», поскольку в этой работе также выражены интерес к работе с информацией, умение сосредотачиваться, развитое внимание, умение оперировать числами.

        Профессия официанта относится к классу исполнительских, она предполагает совершение действий согласно определенным алгоритмам.

 

 

Содержание деятельности


        Главная задача официанта: качественно обслуживать клиентов, чтобы посетитель захотел прийти еще раз. Он должен опрятно выглядеть, быть доброжелательным и приветливым, обязательно желать «приятного аппетита», интересоваться вкусно приготовлены ли блюда. Он готовит зал к приему посетителей, отбирает посуду, приборы, сервирует стол, встречает и приветствует посетителей, предлагает меню, выполняет заказ, контролирует правильность исполнения заказа и внешний вид блюд.

        Официант применяет правила этикета: как и с какой стороны подавать блюда, следить, чтобы у гостей в бокалах не убывали напитки, уметь разложить заказ с общего блюда на порционные тарелки, при необходимости выслушать претензии гостей и как-то разрядить обстановку, наконец, вовремя подать счет, пригласить в ресторан еще раз.

           Официант следит за изменениями по ассортименту в течение рабочей смены, поддерживает чистоту и порядок на столах, своевременно убирает грязную посуду и пересервировывает столы. Официант обязательно сообщает администратору все пожелания и замечания гостей.

 

 

 

Требования к знаниям и умениям специалиста


Квалифицированный официант должен иметь профессиональные познания в гастрономии, в винах, а также знать:

  • ассортимент своего заведения;
  • технику обслуживания клиентов;
  • правила сервировки стола;
  • этикет;
  • товароведение;
  • кулинарию;
  • психологию.

Квалифицированный официант должен уметь:

  • создать располагающую атмосферу за столиком, вести профессиональный диалог с посетителем, применяя знания о психологии разных людей и правила этикета;
  • предвосхищать или сглаживать конфликтные, напряженные ситуации с проблемными клиентами;
  • точно и быстро считать, чтобы не ошибаться при расчете и не задерживать посетителей;
  • появляться в нужное время, при необходимости сообщить клиенту о технике приготовления блюда;
  • посоветовать спиртные напитки;
  • четко помнить лица посетителей, кто за каким столиком, какие блюда и когда заказал;
  • выдерживать без нервозности большие физические и психоэмоциональные нагрузки;
  • работать не только быстро, но и красиво, артистично во всех условиях, в том числе при дефиците времени, при наплыве посетителей.

 

 

Требования к индивидуальным особенностям специалиста


Для успешной деятельности в качестве официанта необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • хорошая зрительная память (особенно на лица);
  • большой объем кратковременной памяти;
  • презентабельная внешность;
  • позитивное принятие посетителей, себя и своего заведения;
  • выраженная склонность к сервисной работе;
  • склонность к работе в сфере общения;
  • склонность к ручному труду;
  • лексические способности;
  • активность и физическая подвижность;
  • способность к концентрации внимания;
  • высокая эмоциональная устойчивость. 

 

 

Области применения профессии


Официанты работают в сфере услуг, на многочисленных предприятиях сектора общественного питания:

  • в кафе,
  • в барах,
  • в ресторанах и др.

 

Условия труда


Во время работы официант большую часть времени проводит мобильно, на ногах (порой проходя за смену до тридцати километров). Обычно он находится в помещении столовой, кафе, ресторана. Вместе с тем, в последнее время на улицах городов в теплое время года появляется все больше сезонных открытых кафе. Официант занимается конкретными объектами и их практическим использованием. Его работа требует ручных умений, ловкости. Он выполняет ясные, четко сформулированные цели, решает стандартные, типичные задачи.

К особым условиям труда официанта следует отнести материальную ответственность за посуду и выручку; чаевые как часть дохода официанта (порой более существенную, чем заработная плата).

 

 

Медицинские противопоказания


Медицинские ограничения для официанта:

  • инфекционные заболевания;
  • сильные дефекты речи;
  • снижение остроты зрения и слуха;
  • нарушения координации движений;
  • слабый вестибулярный аппарат;
  • выраженное плоскостопие;
  • выраженные дефекты внешности;
  • хронические заболевания, вызывающие нарушение внимания, кратковременной памяти;
  • наличие зависимостей (алкогольной, наркотической);
  • нервно-психические заболевания.

 

Базовое образование


Профессия официанта не требует получения высшего образования. Диплом официанта можно получить на уровне среднего специального профессионального образования в профильных колледжах, училищах, техникумах. Для взрослого человека больше подойдет кратковременное обучение на курсах официантов.

 

 

Перспективы карьерного роста


Возможные пути карьерного развития официанта:

Специализация и освоение смежных областей. Опыт работы официантом позволяет перейти в смежную профессию (повар, стюардесса и др.).

Управленческое карьерное развитие. В отличие от студентов и молодых людей без специального образования, для которых работа официанта является временным способом заработка, преданный работе официант может продолжить профильное образование в техникуме и со временем стать старшими менеджером, администратором или даже ресторатором, директором кафе, ресторана. В случае такого выбора карьеры полезно вырабатывать в себе управленческие навыки, дополнительно осваивать профессии администратора, менеджера.

Организация собственного дела. Со временем официант, который работает в сфере услуг по призванию и хорошо изучил все структуры и взаимосвязи отношений в кафе, ресторане, наработавший полезные знакомства и умеющий реализовывать востребованные клиентами свежие идеи «с изюминкой», может открыть свое собственное заведение. В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется развивать в себе навыки предпринимателя, менеджера проекта.

             

© 2012. УТПиТ. Все права защищены.